Фото из музея в Севильи (Испания)
Искусство плетения кружева считается самым тонким рукоделием в мире. И именно испанское кружево отличается от других и техникой, и узором. В отличие от вышивки, кружево может иметь несколько жизней. Поскольку его можно спороть с платья и заменить его либо другим, более модным кружевом, либо другой декоративной отделкой. А самое главное, что кружево очень удобно для декорирования кукольной одежды. И чтобы одежда на кукле смотрелась гармонично, кружева которые используются для кукольного костюма должны быть соразмеримы с куклой. Декорирование ткани кружевами сейчас на пике популярности. Эта популярность особо наблюдается в «человеческой» одежде. Ведь раньше моделью для одежды людей служили именно куклы.
Интересно, что испанские кружева отличает в первую очередь вид сырья. Например, некоторые кружева вырабатывались из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще "филигранным гипюром". Техника выполнения этих кружев немногим отличается от остальных, хотя использует известные нам приемы. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины. Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом ("назад иголку"). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити.
Кружева, выделывавшиеся в Испании, подражали различным видам итальянских, фламандских и французских кружев. Например, в XVII в. в Испании были распространены плетеные на коклюшках и шитые иглой кружева, близкие по орнаменту к итальянским и фламандским гипюрам (см. фото).
Одной из разновидностей подобных гипюров было шитое иглой кружево, орнамент которого имел по контуру сильный рельеф, образованный толстым шнуром, обвитым льняной нитью. Кроме того, в Испании в XVI - XVII делалось шитое иглой кружево, являвшееся разновидностью итальянской вышивки ретичелла. Излюбленным орнаментом его был мотив различного рода ажурных кругов, отчего оно и получило образное название соль (sol), что значит солнце.
В XVII в. в Испании в большом употреблении было черное плетеное кружево (см. фото), которое частью привозилось из-за границы, частью выделывалось в самой стране.
Простаиваю возле каждой витрины но полчаса, пытаясь пытаясь рассмотреть узелковое плетение тончайшего испанского кружева. А уже после посещения музея бегу в магазин для рукоделия, чтобы приобрести такое же для своих будущих кукол и мишек.